Как коллективу стать командой
Руководитель, преподаватели учебного центра и администраторы — это, безусловно, коллектив, то есть группа людей, объединенных общей работой. Но достаточно ли этого? Наталия Трофимчик, учредитель и директор центров дошкольного развития “Мозаика”, считает, что нет. Гораздо эффективнее работать с командой единомышленников. О том, как коллективу стать командой Наталия поделилась с “Главуч”.
Коллектив или команда
В отличие от коллектива, команда – группа людей, которая имеет общую цель, поддержку друг друга и коллективную ответственность за результат.
Если вы хотите управлять своими сотрудниками и чтобы они воспринимали вас как директора, команду строить необходимо. Небольшая группа людей из 3-5 человек обычно автоматически становится командой, группу более 5 человек организовывает руководитель.
Команда | Коллектив |
|
|
Формирование команды
Формирование команды сложный и длительный процесс, который состоит из нескольких компонентов. Учесть необходимо их все.
- формирование ценностей и принципов компании
- донесение общей цели
- создание понятной структуры, определение и донесение до каждого работника его обязанностей и прав
- проведение регулярных собраний, планерок, корпоративов
- избавление от штрафов и тотального контроля
- налаживание системы внутренней коммуникации, обратной связи, встреч 1+1
- объяснение своих решений, особенно непопулярных
- введение различных сплачивающих действий
- обучение не только новых сотрудников
Миссия и ценности
У команды должна быть миссия. Чтобы ее сформулировать, нужно ответить на вопрос: “Мы работаем, чтобы что?”.
Очевидно, миссия не должна заключаться только в достижении прибыли, ведь миссия объединяет.
Ценности организации формируйте вместе с ключевыми сотрудниками, поскольку вы как руководитель можете не участвовать во всех рабочих процессах, не видеть их изнутри и не догадываться, чего не хватает вашим сотрудникам.
Не забывайте, регулярно транслировать миссию и ценности своим сотрудникам. Теорию можно просить закрепить на практике, например, тестами. Если компания занята благотворительностью, не стесняйтесь говорить и об этом. Сотрудники, которые в теме, – лояльные сотрудники.
Общая цель
Привлекайте сотрудников к постановке целей. Задайте им вопрос, в чем назначение вашей компании, и попросите написать ответы на бумаге. Ответы вас удивят, зато у вас будет понимание в каком направлении двигаться.
Создайте понятную структуру, определите и донесите до каждого его обязанности и права. Когда сотрудник знает, кто стоит над ним и к кому обращаться в случае возникновения вопроса, проблемы или идеи, жизнь в коллективе становится простой и понятной.
Очень полезно совмещать личные цели и корпоративные. Например, “Как Насте купить машину, работая у нас?” – “Взять больше нагрузку, запустить новый проект и проч.”
Регулярные собрания, планерки, корпоративы
Проводите собрания не реже одного раза в 3-4 месяца. Зачем? На собраниях выявляйте проблемы, но ни в коем случае не давайте готовое решение сразу, добивайтесь идей от сотрудников.
Планерки – еще один важный элемент в построении эффективного взаимодействия. Проводите планерки по надобности, не для всех сразу. Например, логопед, у которого лучшая посещаемость среди детей, рассказывает другим логопедам, как ему это удается.
Целью корпоративов является объединение людей. Проводите их не реже 3-4 раз в год. Обязательно зовите на корпоратив ведущего, чтобы все сотрудники могли отдохнуть и никто не отвечал за организационные моменты. Продумайте подарки и игры, которые развлекут и порадуют ваших коллег.
Тренинги можно проводить всего раз в год, но с намерением. Важно, чтобы тренинг был больше ориентирован на личные запросы участников, но чтобы полученную на нем информацию сотрудники могли применять в бизнесе.
Штрафы и тотальный контроль
Штрафам – нет, потому что это поощрение! Вы как бы говорите: “Можешь нарушать правила, главное – плати”. В свою очередь премиям – да. Отдавайте предпочтение нематериальным премиям.
Контроль должен быть, но не тотальный. Тотальный контроль убивает эффективность. Используйте слова, не связанные с контролем: замените “должен” на “рассмотрите вариант”.
Нет конкуренции. Не стоит вести рейтинг сотрудников и отмечать работника месяца. Ничего, кроме негативных реакций это не принесет. Поощряйте всех сотрудников, которые проявили себя, мотивируйте каждого сотрудника быть лучшим.
Система внутренней коммуникации, обратная связь, встречи 1+1
Организуйте общий чат, в котором обсуждайте не только рабочие, но и личные вопросы.
Для общения с сотрудниками один на один выделите “приемные часы”, либо наладьте связь через мессенджер, в котором мы сможете отвечать по мере возможности.
Теперь вы знаете элементы процесса формирования команды, можете определить “слабые” места в своем коллективе и прокачать их. Вы справитесь! “Главуч” верит в вас.