Проверка лицензии учебного центра и других документов
В статье разбирается тема «Проверки учебных центров надзорными органами».
План статьи:
- Основные документы, регламентирующие порядок проведения проверок.
- Кто имеет право проверить.
- Порядок и процедура проведения проверок.
- Плановые и внеплановые проверки.
- Как вести себя во время проверки. Уходим в «глухую» защиту.
- Памятка для сотрудников и руководителя.
- Сценарии для организаций с лицензией и без лицензии.
- Список проверяемых документов органами Образования.
- Что подлежит лицензированию.
- Грубые нарушения лицензионных требований.
- Ответственность.
В статье мы обзорно рассмотрим документ, который является основным правоустанавливающим документом для всех участников правоотношений, касающихся проведения проверок предпринимателей (это могут быть и ИП, и различные юридические лица в различных организационных правовых формах).
Законом устанавливаются принципы защиты, права предпринимателей, полномочия, ответственность, организация проверок, порядок проведения плановых проверок и внеплановых, документарных и выездных.
Документ достаточно большой, тем не менее рано или поздно проверка вашей организации предстоит. То есть не бывает таких организаций, в которых проверок не бывает вообще, поэтому плановые проверки проводятся раз в три года, а может быть и гораздо реже, потому что попадание в сводный план проверок предпринимательства – это всегда определенного рода лотерея.
Поскольку мы занимаемся сопровождением проверок, готовим к этим самым проверкам, сопровождаем во время проведения проверок и помогаем устранять последствия этих самых проверок, по своему опыту скажу, что эти организации попадают под проверки с периодичностью раз в три-шесть лет.
Основные принципы закона, который регулирует порядок проведения проверок
Три принципа защиты ваших прав при проведении надзорных мероприятий:
- Уведомление.
По принципу 294 Федерального Закона, проверка не может быть неожиданной, то есть вы обязательно получаете уведомление о проведении проверки (плановой-за трое суток до начала проверки, внеплановой-за 24 часа).
- Презумпция добросовестности.
До тех пор пока не доказано, что организация нарушает те или иные требования законодательства, считается, что вы исполняете их добросовестно.
- Открытость.
Принцип заключается в том, что любая информация, касающаяся даты начала проверки, завершения, хода движения проверки, лиц, участвующих в проверке, административных регламентов, других нормативно-правовых документов, которыми регламентируется весь процесс проверки, они открыты и находятся в открытом доступе.
Любой предприниматель может узнать свои права, обязанности при проведении проверки войдя в нормативно-правовую базу (Консультант Плюс, Гарант и т.д).
Эта информация расширенная. Более того, можно получать эту информацию при проведении проверки прямыми вопросами к проверяющим органам.
Один из способов защиты – это сдать свою лицензию. Допустим, это проверка несоблюдения лицензионных требований в соответствии с требованиями законодательства. Первое, что нужно сделать, если вас действительно не интересует долгосрочное существование вашего юридического лица, это отказаться от своей лицензии.
Но я не рекомендую это делать, потому что лицензирование – процесс сам по себе затратный и в этом есть определенная коммерческая составляющая, которая помогает вам продавать ваши образовательные услуги.
Перечень организаций, который имеет право вас проверить
- Органы управления образованием (Управление по контролю и надзору), которые осуществляют эти самые плановые и внеплановые мероприятия с установленной периодичностью или без в случае необходимости.
- Роспотребнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере благополучия человека). Раз в три года вы будете попадать в плановые проверки Роспотребнадзора.
- Федеральный Госпожнадзор (ГУ МЧС РФ). Даже организации, не имеющие лицензии, все равно попадают в проверки МЧС на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности.
- Прокуратура РФ.
- Налоговые органы.
- Миграционные проверки МВД.
- Жилинспекция.
- Трудовая инспекция.
- Полицейские проверки.
- Контроль применения ККТ.
- Контроль без взаимодействия с юридическим лицом.
- Общественные организации.
Первые три надзорных органа будут вашими наиболее частыми гостями.
При построении сводных планов проверок субъектов предпринимательства, утверждаемых прокуратурой, может получиться так, что все три этих надзорных органа придут в один год. Так бывает редко, но все может произойти даже в один месяц.
Все остальные органы появляются время от времени. Учитывая, что организации дополнительного образования в основном являются субъектами малого бизнеса, и для тех из вас, кто, например, находится в организационно-правовой форме Общества с Ограниченной Ответственностью, существует определенный мораторий на проверки, установленный этим же самым 294 ФЗ пункт 26.1 (это значит, что до 1 января 2019 года никаких проверок в субъектах малого предпринимательства быть не может).
Естественно, это не касается тех из вас, кто находится в организационно-правовой форме для некоммерческой организации, это: частные учреждения, негосударственные, автономные некоммерческие организации.
То есть это должны быть коммерческие организации и обязательно иметь признаки малого предпринимательства (оборот не более 800 млн. рублей в год, не более ста работников в организации).
Когда вы автоматически являетесь субъектом малого предпринимательства, до 2019 года можно расслабиться, но не сильно. Потому что после 2019 года предполагается, что надзорные органы будут делать основной акцент именно на эти организации.
Обзор основных моментов того, что проверяют надзорные органы
- Прокурорская проверка
Проверка, наделенная наивысшими полномочиями. Очень не желаю, чтобы эта проверка проходила у кого-то из вас, потому что проверки могут быть и выездными и документарными.
Проводятся по факту обращения в систематическом ущемлении прав свобод граждан, многочисленных, часто повторяющихся обращений по вопросам законодательства.
Проверка начинается с предъявления служебного удостоверения и решения о проверке, то есть вы узнаете о проверке в момент ее начала. Подготовиться к таким мероприятиям очень сложно.
Работник прокуратуры по предъявлении служебного удостоверения вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять соблюдение законодательства.
В случае препятствия проверке лицо, не обеспечившее доступ прокурора на указанную территорию или не пропустивший лично, несет ответственность по административному кодексу, штраф до 100 000 рублей.
- Налоговая проверка
Если регулярность и объем платежей соответствует действительности, то попасть в поле зрения налоговой для проведения выездной проверки очень сложно.
Поэтому ваши задача вовремя проводить ежеквартальные платежи, вовремя сдавать ежегодную отчетность (налоговую декларацию) и проводить платежи ФСС и ПФР. Это гарантия того, что налоговые органы вы не заинтересуете.
Упрощенная система налогообложения редко попадает под эти плановые и внеплановые выездные проверки.
Если только вы не нарушаете вопиющего нарушения налогового законодательства.
Формы налогового контроля:
- направление запросов в банк о наличии счетов и остатков денежных средств на счетах (ст.86 НК РФ);
- проведение налоговых проверок, допрос свидетеля (ст.90 НК РФ);
- осмотр (ст.92 НК РФ);
- истребование документов (ст.93 НК РФ);
- истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках (ст.93.1 НК РФ);
- выемка документов и предметов (ст. 94 НК РФ);
- привлечение экспертов, понятых (ст. 95-98 НК РФ);
- запрос сведений у госорганов, учреждений, организаций либо нотариусов, осуществляющих регистрационные действия (ст.85 НК РФ).
- Миграционные проверки МВД
С весны 2017 года полномочия, касающиеся контрольных и надзорных мероприятий, о соблюдении миграционного законодательства переданы в МВД.
Проверки МВД могут быть двух разновидностей: проверки конкретных объектов и проверки конкретных лиц (и юридических и предпринимателей).
Проверки конкретных лиц проводятся по 294 ФЗ и предполагают определенные гарантии. Это и уведомления о проведении проверке, и согласование с прокуратурой.
Проверки конкретных объектов – это проверки иностранных граждан, в этом случае они попадают под действие закона 294 ФЗ, соответственно никакого уведомления от МВД ждать не стоит.
Однако, если, например, пока МВД проверяет организации, которые осуществляют деятельность по указанному адресу, и на территории этого самого объекта будут обнаружены иностранные лица, которые не соблюдают требований миграционного законодательства, то дальше проверка будет проводиться уже в отношении определенного конкретного юридического лица на основании отдельно выпущенного распоряжения и согласования с прокуратурой.
Поэтому те из вас, а это особенно касается лингвистических центров, кто привлекает визовых иностранцев, которые въезжают сюда на основании вашего приглашения, вашей лицензии, на должности преподавателей по рабочей визе, соблюдайте миграционное законодательство.
- Трудовая инспекция
В каждом субъекте РФ обязательно есть государственные инспекции труда. Надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляется на основании проведения проверок, выдачи предписаний и составлении протоколов административных правонарушений.
Сама же гос. инспекция уполномочена проводить рассмотрения административных правонарушений и назначать административные взыскания за нарушения административного законодательства.
Проверка сопровождается предъявлением удостоверений и распоряжения о проведении проверки. Особенность такая, что составление и подписание акта о проведении проверки проходит именно в гос. инспекции труда. Это связано с тем, что оформление документов происходит посредством электронного документооборота через систему АИС гос. инспекции труда, то есть приходится подписывать акты о проведении проверки именно там на месте.
Для этого инспектор просто вызывает официальным уведомлением руководителя организации к себе.
Объем проверок:
- Трудовые договоры.
- Соблюдение порядка увольнения по собственному желанию.
- Проверка порядка изменения трудового договора по инициативе работодателя.
- Правомерность привлечения работников к материальной ответственности.
- Порядок оформления приема на работу.
- Предоставление ежегодного основного оплачиваемого отпуска.
- Порядок увольнения в связи с сокращением численности или штата.
- Порядок установления испытания при приеме на работу.
- Проверка соблюдения порядка увольнения как вида дисциплинарного взыскания.
- Полицейская проверка
Действия полиции ни в коем случае не подлежат согласованию с прокуратурой.
Как правило, существует четыре конкретных повода проверки, и все они сводятся к четырем типам действия:
- В рамках уголовного процесса.
- В рамках оперативно-розыскной деятельности.
- В рамках доследственной проверки.
- В рамках административного процесса.
Коллеги, имейте в виду, что заключение гражданско-правовых договоров с преподавателями допускается, это законная форма привлечения к образовательной деятельности, к обучению, но при этом нагрузка не должна превышать 300 часов в год. Если превышает, то вы обязаны заключить с преподавателем трудовой договор.
- Финансовый контроль
Мероприятия налоговых органов по контролю за применением ККТ (контрольно-кассовой техники) относятся к финансовому контролю, на который не распространяются требования ФЗ от 26.12.2008 №294-ФЗ.
Соответственно, не подлежат согласованию с прокуратурой , 294 ФЗ не имеет к этому отношения.
Здесь проверяется:
- полнота учета выручки,
- оформление чеков,
- правильность учета наличия денежных средств.
Конкретно к этому виду проверки не действует временный запрет на проведение плановых проверок 2016-2018 годах в отношении субъектов малого бизнеса.
Об этом прописано в ст. 26.1 294 ФЗ
- Общественные организации
Общественные организации имеют право: проверять наличие сертификатов, деклараций, специальных разрешений, инспекций, имеют право пройти в торговое помещение, в помещение, в котором проходят занятия, ознакомиться с вашими информационными стендами. На этом их полномочия заканчиваются.
Они не имеют право изымать ни документы, ни образцы продукции, давать правовую оценку документам, проводить контрольную закупку (это право дается только государственным надзорным органам), входить внутрь служебных помещений.
То есть их права достаточно ограничены.
По итогам проверки они имеют право составить акт о проведении проверки с указанием обнаруженных нарушений и направить его дальше либо в прокуратуру, либо в Роспотребнадзор, либо органам управления Образования для инициации проведения надзорных мероприятий уже государственными надзорными органами.
- Проверки без взаимодействия с организациями
В июле 2016 года в 294 ФЗ были внесены изменения , которые касались проверки без взаимодействия с организациями, то есть проверки без вашего взаимодействия, так называемый мониторинг. Вы даже можете об этом не знать.
Это значит, что есть в органах управления Образования специальное подразделение, отслеживающее рекламу, которую вы распространяете в СМИ. Более того, на сайте каждой образовательной организации 785 приказом Рособрнадзора установлена обязанность иметь специальный раздел информации или иных сведений об образовательной организации, которые должны иметь определенное наполнение.
При отсутствии подобного рода информации или при указании в рекламе сведений, которые являются грубым нарушением лицензионных требований, это является основанием для проведения внеплановой выездной проверки. Поэтому приведите свои сайты в порядок, создайте специальный раздел сведений об образовательной организации и наполните его необходимой информацией, чтобы снизить риск попадания во внеплановую проверку надзорных органов.
Вопрос: “У нас в этом году лицензионная проверка, сказали будут проверять личные дела сотрудников. Подскажите, должности в образовательных организациях обязательно должны называться на основании классификатора должностей?”
Ответ: “Проверяются личные дела. Проверяется обязательно наличие трудовых договоров, указания наименования должностей и для преподавателей, и для руководителей, и заместителей образовательной организации”.
В соответствии с приказом 761н Минздравсоцразвития (это Единый Тарифный Квалификационный Справочник) установлены квалификационные требования к руководителю образовательной организации, заместителю руководителя, преподавателям, педагогам дополнительного образования, тренерам и т.д. Перечень их исчерпывающий.
То есть тогда, когда надзорный орган поднимает должностную инструкцию ,может вы преподавателя называете консультантом по образовательным программам, но на самом деле видят функционал работы в классе преподавателем, то конечно это неправда. Называются они именно педагогами дополнительного образования, преподавателями, старшими педагогами дополнительно образования.
Отсутствие самого наименования должности преподавателя не является грубым нарушением, это просто нарушение и за него скорей всего будет выдано предписание о приведении в соответствие.
Но если у преподавателя, например, отсутствует профильный диплом о высшем или среднем профессиональном образовании, подтверждающее, что он является специалистом в области в соответствии с профилем преподаваемого предмета, отсутствуют документы о повышении квалификации с установленной периодичностью, то это является грубым нарушением лицензионных требований, и может, по совокупности, быть даже основанием для приостановки вашей лицензии. Или это будет административный штраф, размер которого будет определяться скорее всего мировым судом.
У вас обязательно должны быть справки об отсутствии судимости для всех преподавателей, независимо от того, как вы привлекаете их к трудовой деятельности (не важно гражданско-правовые у вас с ними договоры или трудовые), наличие медецинских справок или справок о состоянии здоровья (статья 331 ТК РФ «Порядок привлечения педагогической деятельности»).
Приказом 499 Рособрнадзора установлены требования к документам, которыми завершается обучение по программам дополнительного профессионального образования повышения квалификации. Это удостоверение о повышении квалификации должно быть определенной унифицированной формы.
Вопрос: “Могут ли наши преподаватели проходить повышение квалификации в нашей же организации?”
Ответ: “Да, могут, если ваша организация имеет лицензию на осуществление подвида обучения дополнительного и профессионального образования”.
- Плановые проверки
В соответствии с 294 ФЗ сводные планы проверок формируются до 31 декабря текущего года, прокуратура их согласовывает и размещает на сайте прокуратуры вашего города. Это файл Excel, ищите себя там по поиску, если не нашли, значит в этом году у вас проверки не будет.
Мероприятие объемное. Для того, чтобы в спокойном режиме подготовиться к проверке, как правило, нужно где то 1,5 месяца.
За три дня до начала проверки вы получаете распоряжение о проведении проверки по адресу, который был указан при получении лицензии.
- Внеплановые проверки
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
- Истечение срока исполнения предписания (не требует согласования прокуратуры).
- По истечении срока предписания департамент имеет право выйти к вам без согласования с прокуратурой.
- Мониторинг. Те самые проверки без взаимодействия с предпринимателем.
- Угроза или причинение вреда жизни и здоровью граждан.
- Нарушение прав потребителей (не требует согласования прокуратуры).
- Требования прокурора (на основании материалов и обращений).
Проверка начинается с надлежащего уведомления (294 ФЗ). Направление копии распоряжения надзорного органа о начале проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица.
Почтальон, принесший заказное письмо с уведомлением о вручении, вручает его любому лицу вашей организации, он на нем распишется и суд это засчитает надлежащим уведомлением. Преподаватель, секретарь и другие ваши сотрудники являются вашими должностными лицами и такого рода уведомление будет считаться по практике надлежащим.
После надлежащего уведомления начинается проверка (через три дня для плановой и 24 часа внеплановой). Далее предоставляются документы о проверке (в распоряжении будет указан объем проверки), список документов и объектов материально-технического оснащения, которые будут проверяться, перечень проверочных мероприятий. Но лучше готовиться к проверке в широком спектре.
Завершение проверки и оформление результатов проверки завершаются составлением акта о завершенной проверке, в котором указываются все несоответствия или соответствия, предписаниями, в которых будут указаны обнаруженные несоответствия и срок на их устранение (от одного месяца до полугода).
Если имели место грубые нарушения лицензионных требований, значит, административным кодексом РФ устанавливается административная ответственность, максимальный размер штрафа 250 000 рублей (это в случае ведения деятельности без специального разрешения лицензии) или административная приостановка деятельности до 90 суток.
Любая проверка может быть обжалована, по окончании проверки на это есть 15 дней. Первое, что нужно сделать – это обжаловать проверку руководителю надзорного органа, то есть обоснованно с приложением документов, то чего на проверке не сумели приложить, а это было, они спросили, но в акт почему то вписали, поэтому прежде чем подписать акты о проведении проверки внимательно их читайте.
У вас целых 15 дней для того, чтобы составить обоснованный ответ, направить его руководителю надзорного органа о том, что такие то пункты не соответствуют. И это обосновывается либо нормативно-правовыми ссылками, либо приложением документов. То есть любое действие и любое противодействие должно быть юридически обосновано.
Получив предписание, оплатив, если были, административные штрафы, вы переходите к этапу завершения проверки. Это означает, что по указанным в предписании несоответствиям необходимо будет составить отчет об устранении нарушений и данный отчет направить по указанному в предписании адресу электронным способом, а также почтовым отправлением.
Лучше отправлять двумя способами, потому что самое главное для вас указать, что вы выполнили свои обязанности об исполнении предписания в установленные сроки и подтверждением этого является квитанция о почтовом отправлении (на нем будет указана дата и время отправки).
Это ваше подтверждение для судебных органов о том, что вы выполнили все вовремя, и в том, что оно задержалось в пути, потерялось и т.д. претензии почте России.
Получив отчет, надзорный орган рассматривает его в течение 30 дней, рассматривает, какими же мероприятиями вы подтверждаете устранение тех или иных нарушений, после этого издает приказ о завершении проверки. После этого появляется информация, в том числе и на сайте надзорного органа, о том, что проверка завершена.
Самое основное правило – не стать объектом для внеплановой выездной проверки для любого из надзорных органов, оно очень простое. У всех у вас есть огромное количество ваших дорогих клиентов, студентов, родителей студентов. Какая бы проблема или конфликт не возникли в вашей организации, конфликт должен умереть в стенах вашей организации.
Только так. Если недовольный, обозленный студент покидает стены вашего учреждения на высокой эмоциональной ноте, как правило последующие все его действия – это жалобы в надзорные органы. Все жалобы должны умереть у вас в организации, обещайте все что угодно, даже возврат стоимости.
Как себя вести во время проверки?
Органы контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в ваше отсутствие или в отсутствие вашего уполномоченного представителя.
Здесь, собственно говоря, определенные рекомендации, касающиеся того, как организовать вас как руководителей. Необходимо разработать инструкции для ваших сотрудников, если они неожиданно стали участниками правоотношений, касающихся проведения мероприятия надзорными организациями.
Нельзя целиком исключить риск злоупотреблений со стороны проверяющих, потому что очень часто бывает, что люди приходят с какой то корыстной целью, это для многих из вас не секрет.
Поэтому в силу личной неопытности или некомпетентности руководителей сам процесс совершается большим количеством ошибок, потому что руководители и сотрудники в этот момент находятся под большим стрессом. Поэтому нужно быть готовым морально и организационно к проверкам.
Обязательно проговорите об этом со всеми вашими сотрудниками. То есть система общей безопасности вашей организации может быть представлена как определенная схема контуров противодействия, эта такая определенная совокупность. И чем больше их, тем меньше возможности для проверяющих появиться неожиданно, это должен быть ваш самый главный момент при встрече проверяющих, самое главное лишить их фактора неожиданности.
- Обычный забор вокруг офисной территории, особенно если вы находитесь на территории административной, в торговых центрах и т.д, на которых уже есть авторизованный вход, то с охраной на входе и шлагбаума, это тот самый контур противодействия. И первый барьер на пути ваших нежелательных гостей. Сквозь этот контур не всякий сможет пройти.
- Второй контур – это ваше офисное здание, на входе всегда есть либо охрана, либо секретарь на ресепшене, и в офис проходит уже более узкий круг лиц, поэтому новое лицо определяется достаточно просто.
- Третий контур – это вход в ваше помещение, куда могут попасть только определенные работники, либо ваши клиенты.
- Последний контур – это руководство, высший менеджмент предприятия и войти к ним можно только через офис-менеджера. Принципиально важно не пускать проверяющих в служебные помещения, разместите их в переговорной комнате или в свободном классе.
Не показывайте где хранится ваша бухгалтерия, чтобы у них не было возможности взять какие-то папки, иметь представление о том, какие объемы обучающихся проходит через вашу организацию.
Помимо перечисленных контуров можно обеспечить любые дополнительные контуры.
В каждой ситуации есть ведущий и ведомый, ваша задача при проверке стать ведущим, а проверяющих сделать ведомыми. Поэтому, если доступ к общению затруднен по вашей инициативе и по вашим правилам, то вы ведущий. Здесь нужно показать решительность и требовать это от вашего персонала. С лицами, кем бы они ни назывались, какие бы удостоверения они не предъявляли, ваши сотрудники должны действовать только в соответствии с установленной инструкцией.
Самое главное правило для ваших сотрудников – если они попадают в незнакомую ситуацию и не знают как поступить, то лучше ничего не делать и ничего не говорить, то есть должны быть какие-то нейтральные ответы, в которых он говорит, что «я считаю эту информацию коммерческой и, к сожалению, выдавать, говорить и подписывать какие то документы я не уполномочен. Я уведомлю своего руководителя, он будет в течение установленного времени, поэтому дождитесь, пожалуйста, в переговорной».
Проверку встречают либо руководитель юридического лица, либо уполномоченное лицо, то есть лицо, имеющее доверенность, в которой прописаны конкретные полномочия представительств, давать пояснения, представлять материалы, расписываться в актах о проведении проверки.
То есть директор в данном случае действует без доверенности и подписывает эти самые документы, либо сотрудник, который уполномочен по этой доверенности. До встречи с руководителем, проверяющие не могут начать проверку, если лица, которое уполномочено доверенностью нет, значит в отсутствие руководителя это сделать нельзя. Все, что они могут сделать, это пройти по помещению в открытом доступе.
Обязательно нужно переписать данные удостоверений проверяющих.
- Действия руководителя
В одном интервью всем известного адвоката Генри Резника на вопрос: “Что вы сделаете, если вас неожиданно задержит полиция по обвинению в каком-то преступлении?”, он отвечал, что в первую очередь наймет адвоката.
Когда человек находится в состоянии стресса, когда в отношении его совершаются какие-то враждебные действия, он не способен принять адекватных и правильных решений. Поэтому в этот момент помогают профессионалы, которые действуют как третье юридическое лицо и представляют интересы либо перед надзорными органами, либо перед правоохранительными органами и т.д.
Обязательно в штате у вас должен быть юрист, если его нет, то наверняка есть организация рядом с вами, которая в случае чего готова оказать подобного рода поддержку и помочь вам принять правильное решение.
Второе действие – проверить служебное удостоверение, подробно, четко, сверить данные, указанные в распоряжении о проверке (номер и дата распоряжения; ФИО и должность проверяющих лиц; наименование проверяемого юридического лица; проверяемые сведения и период проверки; дата начала и окончания проверки).
Проверив все эти данные, руководитель принимает решение: да, мы будем проходить проверку или нет, что-то незаконно. В последнем случае он связывается с надзорным органом и начинает разбирательство, почему эти люди пришли, что ими руководит, на каком основании и т.д.
А дальше все пойдет по объему, который указан в распоряжении о проведении проверки.
Коротко о действиях руководителя: связаться с надзорным органом; проводить проверяющих в переговорную комнату; документы и флешки убрать в сейф, ключ в личные вещи; идти на переговоры с юристом; проверить оригиналы Удостоверений и Распоряжения; не представлять истребуемые документы мгновенно; ознакомиться с результатами проверки; указать в Акте о своем согласии/несогласии с результатами; представить возражения в течение 15 дней.
Список того, что проверяется у организаций, которые имеют лицензию на образовательную деятельность:
- Уставные и регистрационные документы (это ваш устав, для ИП-это документы о регистрации ИП, выписка из ЕГРИП, ваше свидетельство ИНН, постановка на налоговый учет и свидетельство о гос. регистрации юридического лица).
- Правоустанавливающие документы на здания/помещения (это законные основания владения и пользование помещениями, используемые для образовательной деятельности, это договоры аренды, субаренды, почасовой или полной, свидетельства о праве, договор оперативного управления, договоры безвозмездного пользования, также к этим договорам обязательно должны прилагаться документы технической инвентаризации-это документы БТИ, поэтажный план БТИ, экспликация БТИ, акты приема-сдачи помещения для образовательных целей).
- Разрешительные документы (заключения СЭС, МЧС, для отдельных организаций- разрешения от органов ФСБ (для работы с гос. тайной), от ГИБДД (для автошкол).
- Образовательные программы, требования к которым установлены Федеральным Законом Образования ст.2 подпункт 9.
- Учетные документы по реализации образовательных программ (жизненный цикл, отражаемый в документах касательно ваших обучающихся, это приказы о зачислении, приказы о формировании групп, расписание, журналы учета занятий, приказы о допуске к итоговой аттестации, приказы о создании аттестационной комиссии, приказы о проведении итоговой аттестации, ведомости выдачи документов об образовании, приказы об отчислении).
- Промежуточная и итоговая аттестация (как проводилась, проверяется экзаменационная работа, даже если обучающийся пишет тесты, вы все это храните в течение трех лет). Департамент Образования и органы управления Образования проверяют данные за три последних года. В дошкольном образовании это ваше право проводить или не проводить итоговую аттестацию. В дополнительном образовании, даже если вы не выдаете дипломы, ваша обязанность провести хотя бы раз промежуточную аттестацию.
- Документы об образовании (дипломы, удостоверения о повышении квалификации, проф. подготовки) В дополнительном образовании дипломы вы имеете право не выдавать.
- Договоры об образовании.
- Педагогические кадры и документы о квалификации (договоры оказания платных образовательных услуг, трудовые договоры, либо ГТД с преподавателями и документы, подтверждающие их квалификацию, то есть наличие высшего и среднего профессионального образования по профилю преподаваемого предмета и удостоверение о повышении квалификации).
- Руководитель и зам. руководителя образовательной организации (документы квалификации руководителя и заместителя руководителя образовательной организации, для руководителя-наличие высшего или среднего профессионального образования в области государственного муниципального управления менеджмента или экономики, либо диплом о профессиональной переподготовки по указанным направлениям).
- Локальные нормативные акты (ст.30 Закон об образовании). Все то, что будет проводиться внутри вашей организации, в части организации обучения и все то что не прописано подробно и конкретно в законе образования и иных локальных нормативных актов, отражается в локальных нормативных актах (порядок и правила приема, порядок перевода и отчисления, правила внутреннего учебного распорядка, правила внутреннего трудового распорядка, порядок приема, положение о сайте, положение о сохранности жизни и здоровья). Как правило, объем этих локальных нормативных актов для организации дополнительного образования, где-то порядка 15-ти видов локальных нормативных актов.
- Учебно-методические материалы (учебники, пособия, методички).
- Материально-техническое оснащение (оборудованные классы, столы, парты, стулья, доски, проекторы, наглядные пособия).
Для дополнительного образования с июля 2016 года внесено изменение в Федеральный Закон Образования: медицинский кабинет для учреждений дополнительного образования не требуется. Требования сняты, больше они у вас быть не должны.
В соответствии с законом об образовании ст.2 «Образовательная деятельность-это деятельность по реализации образовательных программ». Все те, кто реализует образовательные программы, должны иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности в соответствии с 99 ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности.
- Образовательная программа в законе об образовании – это всего три компонента: объем, содержание и планируемые результаты.
- Объем образовательной программы – это часы на освоение какой-то программы.
- Содержание – это учебно-тематический план.
- Планируемые результаты – по итогам проведения обучения ваши обучающиеся должны четко понимать то, чему обучались.
В положении о лицензировании образовательной деятельности дан исчерпывающий перечень программ, которые подлежат лицензированию.
Не лицензированным видом деятельности является:
- разовые лекции;
- консультации;
- тренинги;
- выставки;
- конференции;
- мастер-классы;
- семинары/вебинары.
Грубые нарушения лицензионных требований:
- Отсутствие правоустанавливающих документов на помещение (договоры аренды, свидетельство о праве, договор о субаренде, договор о безвозмездном пользовании).
- Отсутствие материально-технического оснащения (приостановка деятельности, штраф 200 000 рублей).
- Отсутствие образовательной программы (программ). Образовательная программа-это документ, оформленный в соответствии с требованиями ст.2 закона об образовании.
- Отсутствие или несоответствие квалификационным требованиям педагогических кадров.
- Отсутствие заключений Роспотребнадзора и МЧС.
- Отсутствие условий для лиц с ограниченными возможностями здоровья (распространяется только для организаций, осуществляющих профессиональное обучение).
- Отсутствие научных работников (решение о наличии научных работников в организации вы принимаете самостоятельно).
Ответственность за нарушение требований:
- Статья 19.20. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).
Влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 70 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
- Статья 19.30. Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса.
Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей, на юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей.
- Статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль
Влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 5 000 до 10 000 рублей.
Статья написана по материалам вебинара «Проверки учебных центров надзорными органами» с Сергеем Удаловым.
Ссылка на вебинар ЗДЕСЬ>>
Сергей Удалов:
- Юрист, специалист по образовательному праву.
- Заместитель генерального директора ООО «Русские Юристы».
- Директор ЧУ ДО «Британский банковско-финансовый колледж».
- Руководитель учреждения дополнительного образования Британский колледж (bcbf.ru) c 2012 года.
- Проводит семинары по тематике образовательных отношений.
В образовательном бизнесе с 2004 года.
- Руководит юридической компанией в области сопровождения деятельности образовательных организаций.
- Помогает организациям начиная с дополнительного образования и заканчивая высшим высшего.
- Оказывает помощь начиная с момента лицензирования вплоть до ежедневных консультаций по вопросам подбора помещений, планирования размещения и открытия новых центров, взаимодействия с Роспотребнадзором и МЧС, трудовым отношениям, организации документооборота, проведении аудита образовательной деятельности, подготовки к проверкам надзорных органов и устранения нарушений после проверок.
Желаем вам еще больше довольных учеников!
ГлавУч. Учебный центр на отлично
Понравилась статья? Подпишитесь на наши обновления и получайте актуальную информацию по развитию учебных центров