Лицензирование онлайн - Правила и положения - Вебинар - ГлавУч

Лицензирование онлайн

Лицензирование учебного центра онлайн

Запись вебинара “Лицензирование онлайн

На вебинаре рассмотрели:

  • Простейший подход в лицензировании онлайн-центра
  • Правила организации онлайн-обучения
  • Нормативные положения о лицензировании
  • Что требуется для лицензирования онлайн-обучения


Спикер вебинара – Сергей Удалов:

  • Юрист, 
  • Специалист по образовательному праву,
  • Учредитель и руководитель юридической компании Udalov Solutions

Лицензирование Онлайн обучения

Тема лицензирования образовательной деятельности применительно к обучению онлайн стала особенно актуальной в связи с пандемией. 

“Главуч” пригласил руководителя юридической компании “UDALOV Solutions” Сергея Удалова, чтобы он помог нам разобраться в этой сложной теме, рассказав кратко самую суть. 

Содержание статьи:  

  • перечень основных нормативных актов
  • изменения в лицензировании с января 2021 года
  • определение видов обучения с применением ДОТ и ЭО
  • место осуществления образовательной деятельности и место нахождения обучающегося
  • лицензирование программ, реализуемых исключительно с применением ДОТ или ЭО
  • самый простой подход в лицензировании
  • перечень документов для лицензирующего органа и формы справок
  • ЛНА по обучению дистанционно
  • Основные компоненты дистанционного обучения и функционал СДО

 

Основные нормативные акты, регулирующие образовательную деятельность

  • Федеральный закон об образовании от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 01 июля 2013г. №499  
  • Приказ Министерства просвещения РФ 09 ноября 2018г. №196
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017г. №816
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 апреля 2015г. NBK-1013/06

 

Ко всем видам и подвидам обучения, перечисленным в ФЗ об образовании, можно применять очную, заочную, очно-заочную форму обучения с применением дистанционных образовательных технологий. 

 

Для предпринимателей малого бизнеса в сфере дополнительного (профессионального) образования и владельцев консультационных центров и клубов досуговой деятельности основной приказ №196. Он отражает особенности организации дополнительного образования детей и взрослых. 

 

Приказ №816 регламентирует образовательную деятельность с применением технологий дистанционного обучения. Оказывается, дистанционное обучение – это не просто использование Zoom и Skype. К ДО предъявляется ряд требований, в частности необходимость вести учет и осуществлять хранение результатов образовательного процесса.

 

С 1 января 2021 года вступили в силу изменения в Федеральный закон № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», коснувшиеся в том числе и лицензирования в области образовательной деятельности, а также в Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

 

Теперь в отношении образовательных программ, реализуемых с применением исключительно электронного обучения (далее — ЭО), дистанционных образовательных технологий (далее — ДОТ) требование о наличии зданий, строений, сооружений, помещений не применяется. Это значит, что процесс лицензирования проходит значительно проще.

 

Электронное обучение и обучение с применением дистанционных образовательных технологий

 

Когда в системе обучения присутствует преподаватель, который непосредственно контактирует с обучающимися, даже в формате видео-конференций и онлайн вебинаров, мы говорим о дистанционном обучении. До появления Интернета взаимодействие между преподавателем и студентами некоторых ВУЗов осуществлялось через Почту России: преподаватель направлял лекционный материал и задание к нему, студенты выполняли задание и ответным письмом посылали преподавателю. Обратную связь от преподавателя они получали опять же бумажным письмом. Это тоже была форма дистанционного обучения.

 

Электронное обучение не предполагает присутствия преподавателя. Обучающийся самостоятельно осваивает программу, проходит онлайн тесты и получает автоматически сформированные программой результаты. Преподаватели в ЭО оказывают только методическую поддержку: модернизируют программу, добавляют материалы, но напрямую с обучающимися не взаимодействуют. 

 

Важно! Место осуществления образовательной деятельности с применением ЭО и ДОТ является юридический адрес организации, независимо от того, где находятся обучающиеся. Из-за этого возникает сложность: если юридический адрес организации не совпадает с фактическим местом осуществления образовательной деятельности, тогда необходимо включить в лицензию оба этих адреса. 

 

К тем, кто реализует программы дополнительного профессионального образования, это требование не относится, поскольку в их лицензии адрес места фактического проведения занятий не указывается. 

 

Что делать ИП, у которых юридический адрес совпадает с домашним?

 

Согласно ГК РФ, осуществление предпринимательской деятельности в жилых помещениях допускается, если эти помещения внесены в нежилой фонд.

 

Таким образом, получить лицензию на домашний адрес практически невозможно. Однако в некоторых субъектах РФ надзорные органы встают на сторону предпринимателей и выдают лицензии, несмотря на строгую букву закона. 

 

Пакет документов, предъявляемый в лицензирующий орган:

  • заявление на выдачу лицензии установленной формы
  • свидетельство о праве собственности/Договор аренды/субаренды/о праве безвозмездного пользования
  • справка о материально-техническом оснащении (МТО)
  • справка о наличии разработанных образовательных программ
  • справка о наличии условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды при наличии образовательных программ с применением исключительно ЭО, ДОТ
  • заключение Роспотребнадзора
  • заключение МЧС (только для некоммерческих организаций, у которых образовательная деятельность указана в качестве основной, т.е. ИП и ООО заключение МЧС не требуется)
  • положение о структурном подразделении (в случае если в качестве соискателя лицензии выступает организация, осуществляющая обучение)
  • документы, подтверждающие оплату государственной пошлины
  • опись документов (два экземпляра)

 

Самый простой подход в лицензировании

Лицензирование электронного обучения и обучения с применением ДОТ мало отличается от лицензирования дополнительного образования детей в очной форме: при первом обязательно предъявление справки о функционировании электронной образовательной среды. Однако на практике этот документ часто является избыточным. 

Соответственно, принимая решение о лицензировании ЭО и ДОТ, обратите внимание не то, что гораздо проще получить лицензию на дополнительное образование детей в очной форме. Вы, так или иначе, будете получать заключение Роспотребнадзора. Его вы получите только при наличии освещенного, отапливаемого, вентилируемого и полностью оборудованного всей учебной мебелью и вспомогательной техникой помещения. 

Итак, берем ИП или ООО, берем одну образовательную программу, предъявляем хотя бы один класс, оборудованный функциональным оснащением (при этом обязательно иметь три туалета, гардероб, помещения для хранения инвентаря), заявляем очную форму обучение и с этим набором выходим на лицензирование. 

 

Порядок лицензирования

  1. Сдача документов
  2. Уведомление о принятии документов к рассмотрению или отказ (у вас есть 30 календарных дней для устранения замечаний)
  3. Документарная проверка (в течение 5 календарных дней)
  4. Выездная проверка
  5. Приказ о выдаче лицензии
  6. Лицензия 

 

Вся процедура занимает в среднем 45 рабочих дней.

 

Федеральный закон №99 гласит, что при лицензировании запрещается проверять требования по соблюдению законодательства, проверяются только требования, указанные в качестве лицензионных требований в п.6 “Положения о лицензировании образовательной деятельности”.

Это значит, что лицензирующие органы НЕ имеют права требовать у вас на этапе лицензирования наличие дипломированных преподавателей, сайта, локальных нормативных актов.

 

Локальные нормативные акты при обучении дистанционно

 

  • Положение об использовании ЭО, ДОТ при реализации дополнительных образовательных программ
  • Нормы времени для расчета учебной, учебно-методической и организационной работы. выполняемой преподавателями при реализации образовательных программ с использованием ЭО и ДОТ
  • Требования к структуре, содержанию и оформлению электронных учебно-методических комплектов
  • Инструкции для слушателей, педагогических работников, технических специалистов и т.д. 

 

Эти документы размещаем  на сайте образовательной организации и ознакамливаем с ними обучающихся при заключении договора на оказание платных образовательных услуг. 

 

Основные компоненты дистанционного обучения

  • Локальные нормативные акты
  • Материально-техническая база (компьютеры, договоры с провайдерами)
  • Система дистанционного обучения (СДО) – электронная платформа (Zoom, Skype, GetCourse и т.д.)
  • Преподаватели (выполняют методологическую работу, решают конфликтные ситуации, возникающие с учениками, контролируют образовательный процесс)

 

СДО должна обеспечивать:

  • Вход в систему СДО
  • Авторизация

Позволяет идентифицировать личность. Большинство используемых программ, в частности Zoom, этого не обеспечивают.

  • Поиск курсов
  • Изучение содержания
  • Выполнение заданий

В устной форме или электронное тестирование.

  • Возможность взаимодействия с преподавателем
  • Промежуточная итоговая аттестация
  • Сохранение результатов обучения в СДО

! Органы управления образованием проверяют все правоотношения в части образования за последние три года. Соответственно, все взаимодействия с обучающимися посредством СДО должны храниться в течение трех лет. 

Надеемся, что в нашей статье вы нашли ответы на беспокоящие вас вопросы, связанные с лицензированием образовательной деятельности, и теперь понимаете, в каком направлении двигаться.

Главуч – проект по развитию учебных центров >>

Оставьте свои данные и получите мини-курс «Анти-хаос в учебном центре»

4 видео в телеграм, чтобы устранить «тушение пожаров» и наладить системную работу.