Статья «Преподватели без опыта» Диана Воробьева. ГлавУч.

Преподватели без опыта


Статью подготовила Диана Воробьева — эксперт курса «ГлавСпец Языки» (Главуч), создатель проектов «Педагог будущего» и «Teacher Leadership», директор центра иностранных языков «Лингва-Плюс» с 2010 г., учитель немецкого и английского языков с опытом преподавания 22 года, переводчик.

 

Первая учебная неделя похожа на спецоперацию: ловкость, умение быстро среагировать, адаптироваться под стремительно меняющиеся смены и пожелания учеников, принятие спецмер по спасению групп, беседы с родителями, сверка с планом набора… Команда держится, справляется, уроки проходят на ура, директор всегда на подхвате.Преподватели без опыта. Диана Воробьева. ГлавУч.

В этом году я счастлива как никогда: мне наконец-то удалось реализовать проект «Teacher Leadership» полностью! Итог — шесть потрясающих молодых специалистов, которые прошли практическое обучение летом и уже приветствуют своих слушателей на трёх языках.

Эта статья родилась не просто так. В начале года я много общаюсь с родителями. Большинство из них я знаю лично, дети занимаются у нас по 5-6 и более лет. Старшие выпускаются, приходят младшие, знакомые, друзья. Все уже родные.

Сегодня в разговоре с родителем обсуждали связь возраста и опыта преподавателя. «Молодой преподаватель не сможет качественно научить». Вот такой тезис.

 

И я начала анализировать — 

Мне 18. Третий курс универа. Первый год английского. Моя Ольга Владимировна Чаплыгина. Совсем юная, старше нас ну может года на 3-4, аспирантка. Лучшего препода по английскому у меня не было. После неё все опытные и взрослые казались тусклыми и неинтересными.

Мне 19. Первых своих студентов я получила по благословению своего научного руководителя, учась на 4 курсе университета. Вела практику устного перевода. Хорошо ли я преподавала? Могут сказать только мои слушатели. Надеюсь, что им было интересно. На парах жгли — такие варианты выдавали, хоть в сборник афоризмов.

Преподватели без опыта. Диана Воробьева. ГлавУч.

Мне 21. Диплом. Государственная школа. Одиннадцатиклассники принимают меня за новенькую в классе, пытаются знакомиться. Удивляются, когда видят меня в классе за учительским столом. Каждый урок писала как сценарий и как роль репетировала перед зеркалом. Страшно было. Сказать неправильно, выглядеть нелепо. А если они баловаться начнут? Или шуметь? Хорошо ли я учила? Надеюсь, что да: на уроки ходили все, даже самые отпетые хулиганы и двоечники. Честно на тройку читали и переводили. Я их уговаривала не симулять и уверяла, что они смогут.

Этот бесценный опыт я до сих пор воспринимаю с большой благодарностью. Взрослый, опытный, суперпрофессиональный преподаватель что-то разглядел во мне, совсем зеленой и дал шанс попробовать на вкус — как это, обучать других.

Помня и храня этот свой первый опыт, я всегда с радостью работаю со старшекурсниками и выпускниками. Мне доставляет неимоверную радость помогать им становиться на рельсы профессии. Старшая команда готова обучать, наставлять и поддерживать. Все они пришли когда-то к нам, не имея никакого опыта, совсем юными. Была ли гарантия, что они станут хорошими преподавателями? Ни-ка-кой. Была моя интуиция и умение увидеть личность будущего педагога. И я оказалась права. Сейчас эти люди — флагманы наших школ, наставники, ролевая модель для подражания, лидеры для своих учеников.

 

Почему я не нанимаю преподавателей «с опытом»?

В каждом учебном центре, в каждой языковой школе свои стандарты, свои внутренние процессы, свои регламенты, свои учебники. Нужен ли мне этот опыт? Не думаю.

Учитель работает по одному и тому же пособию 20 лет. Нужен мне такой опыт? Не думаю.

Десять лет назад, когда я только открыла первую школу, ко мне пришла моя коллега. Два языка, университетский преподаватель, опыт работы на курсах с подростками и взрослыми. Шикарная. Но никакого опыта работы с детьми. Она до сих пор вспоминает мою фразу: «99% наших слушателей — дети от 8 лет. Или вы учитесь с ними работать, или вы ничего не будете зарабатывать». Как вы думаете, что сделала моя коллега? Правильно, научилась обучать маленьких.

Чем раньше начать что-то делать, тем быстрее наработаешь свои 10000 часов. Моцарт стал гениальным не только из-за таланта. С двух лет за пианино — вот и результат.

Так же и с преподаванием. Чем раньше начать, тем больше практического опыта будет к выпуску. Очень жаль, что в наших педагогических вузах нет дуального обучения, как в Европе: месяц учишься — месяц работаешь по своей специальности. И так три- четыре года. Тогда бы человек после выпуска не тратил своё время на адаптацию к профессии, а сразу бы шёл и спокойно работал.

Я за то, чтобы ввод в профессию происходил как можно раньше. Наши стажёры работают в тандемах с более опытными преподавателями, мы используем метод co-teaching: урок планируется и проводится двумя преподавателями и они в равной степени выполняют учебные обязанности. Так начинать гораздо комфортнее: стажер знает, что он не один, его поддерживает старший коллега. Ниже уровень стресса — выше продуктивность урока. Ну а дети получают в два раза больше внимания, ведь каждый учитель хочет быть самым-самым.

Вопрос к читателям. Как вы думаете, что победит: энергия молодости или умудрённые опытом седины?

К какому преподавателю пошли бы охотнее: к молодому или к дипломированно-сертифицированному?


Коллеги, 11 сентября повышается стоимость курса «ГлавСпец Языки». Принять участие и ознакомиться подробнее с программой можно здесь >>

Курс основан на многолетнем опыте наших коллег-экспертов — руководителей языковых центров. Если у Вас языковая студия — не ждите следующих потоков, удачного времени или обстоятельств. У вас есть отличная возможность довести до совершенства свой бизнес именно сейчас!

Желаем вам еще больше довольных учеников!

ГлавУч — проект по развитию учебных центров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *