Просветительская деятельность учебного центра
В связи с изменениями в ФЗ 273, устанавливающими понятия “Просветительская деятельность”, был опубликован подзаконный акт – Постановление Правительства РФ, утверждающий положение об осуществлении просветительской деятельности.
Это первый документ, устанавливающий новые “правила игры” для субъектов предпринимательства, оказывающих услуги без образовательной лицензии в форме семинаров, вебинаров, тренингов, мастер-классов и консультирования.
Давайте разберемся!
Определение просветительской деятельности
Изменения, которые утверждены Федеральным законом об образовании № 203 статья 2 п.35 устанавливающий определение просветительской деятельности вступят в силу с 1.06.2021 года
Смысл заложенный в этот термин следующий:
Просветительская деятельность – осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространения знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенций и т.д.
Если сравнивать с определением “образовательной деятельности” из Федерального закона об образовании так как оно существовало с декабря 2012 года, мы увидим повторяющиеся формулировки – знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенций.
Это определение построено таким образом, что фактически стирает четко определенные рамки между двумя этими видами деятельности – образовательной и просветительской – за тем только исключением, что просветительская деятельность осуществляется вне рамок образовательных программ.
Важно понимать, как попасть в ту или иную категорию.
Необходимо сформулировать для себя четкие понятия и критерии, которые помогут отнести себя к тому или иному виду деятельности, или остаться за рамками одного из них.
Проект постановления Правительства РФ “Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности” опубликован на официальном сайте Правительства РФ.
Там можно ознакомиться на каком этапе находится согласование, какие вносятся поправки, какие комментарии даются к новым добавленным изменениям и в режиме онлайн можно наблюдать за судьбой этого документа.
Положение устанавливает порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности в организациях:
-осуществляющих образовательную деятельность;
-научную деятельность;
-деятельность в сфере культуры.
Обратите внимание что появляется понятие трех видов управомоченных организаций, которые имеют право осуществлять просветительскую деятельность:
– Организации, осуществляющие образовательную деятельность т.е. образовательные, некоммерческие организации, которые осуществляют образовательную деятельность в качестве основной.
– Научные организации.
– Организации в сфере культуры.
Эти три вида организаций имеют право вести образовательную деятельность.
Каким образом можно понять, попадаете вы в ту или иную категорию?
К организациям, осуществляющим образовательную деятельность относятся организации осуществляющие обучение.
Это, например, организации коммерческие формы ООО.
Чаще всего в таких организациях образовательная деятельность указана в качестве дополнительной.
Индивидуальные предприниматели, которые в силу ст.21 ч.2 также относятся к организациям, осуществляющих образовательную деятельность и несут все права, обязанности и ответственность как и все образовательные организации.
Субъекты осуществления просветительской деятельности (кто имеет право оказывать услуги просветительской деятельности):
Органы государственной власти,
иные государственные органы,
органы местного самоуправления или уполномоченные ими организации,
-физические лица
-индивидуальные предприниматели
-и (или) юридические лица
Т.е. фактически всеми без ограничений – кто захотел и соответствует определенным квалификационным требованиям, имеет право на этот вид деятельности.
Направления просветительской деятельности:
-распространение духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национальных традиций;
-распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека;
-развитие способности творческого самовыражения и эстетической образованности;
-популяризация достижений современной науки и техники, образцов отечественной и мировой культуры;
-формирование экологической культуры, бережного отношения к природе;
-распространения знаний о здоровом образе жизни;
-распространение знаний о психологии человека, выборе жизненного пути, профессии, отвечающей индивидуальным способностям, склонностям и интересам человека;
-повышение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоения знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений;
-распространение знаний о формах и методах генерации инновационных подходах, нацеливающих сознание людей на создание новых инновационных социально значимых продуктов, открытий;
-по иным направлениям, соответствующим целям просветительской деятельности.
Последний пункт универсальный.
Если вы не увидели свою деятельность в этом исчерпывающем списке, по иным признакам вполне можете попадать в последний пункт.
Форма осуществления просветительской деятельности:
-организация презентации, лектории
-проведение семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий
-организация размещения или распространения информационно-печатной продукции, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;
-организация демонстрации или распространения видео-, аудиоматериалов
-создание просветительских интернет-порталов;
-в иных формах, обеспечивающих достижение целей просветительской деятельности.
Каким же образом предполагается взаимодействие участников просветительских мероприятий?
п.4 гласит:
“Просветительская деятельность осуществляется на основании договора об оказании услуг, заключенных субъектами осуществления просветительской деятельности с организациями, осуществляющими образовательную, научную деятельность и деятельность в сфере культуры.”
Другими словами – если вы как субъект просветительской деятельности (физическое лицо, ИП или организация) заключаете договор с уполномоченной организацией – проще, если это будет организация осуществляющая образовательную деятельность и имеющая лицензию.
Вы заключаете договор на оказания услуг.
Договор этот может быть как возмездным, так и безвозмездным.
Суть этого договора – предоставление площадки, имеющей все необходимые ресурсы и самое главное возможность действовать от лица этой управомоченной организации (образовательной, научной или ведущей деятельность в сфере культуры) и нести свои знания в массы, т.е. участникам просветительских мероприятий.
Отношения между вами как субъектом просветительской деятельности и управленческой организацией будут регулироваться договором об оказании услуг.
Есть предположение – подобная форма договора будет приложением к этому постановлению.
Отношения с участниками просветительского мероприятия регулируются модераторами этих платформ, на базе которых проводятся мероприятия.
Условия, на которых предоставляется доступ, регулируется организаторами мероприятий.
Если мы в свободной форме распространяем знания, например на Youtube – в этом случае применяются общие требования любого пользователя, с которыми он должен согласиться, чтобы войти на Youtube, зарегистрироваться там, стать авторизованным пользователем и иметь доступ ко всем материалам, которые распространяют на платформе Youtube или другой образовательная платформы.
Т.е. прямого договора между участником и организатором просветительского мероприятия нет.
Более того, чаще всего признаком просветительской деятельности является то, что знания и информация, которую мы даем в публичное пространство, направлено на неопределенный круг лиц.
Прямых правоотношений зафиксированных договором с этим кругом лиц нет.
Тем ни менее законодательство не исключает, что при привлечении на просветительские мероприятия у нас вполне могли быть построены взаимоотношения на базе еще одного договора – возмездного оказания услуг.
Например, когда продают билеты, озвучивают социально-значимую тему интересную аудитории и на основании купленных билетов допускают их на интернет платформу или в очную аудиторию, конференц-зал и проводят это просветительское мероприятие на возмездной основе.
В таком случае это регулируется возмездными договорами на оказание услуг или договорами офертами.
Это формат, который вы определяете самостоятельно, в зависимости от того, возмездное это мероприятие или безвозмездное.
В цепочки взаимодействия просветитель и участник просветительского мероприятия появляется три типа управомоченных организаций:
-организации, осуществляющие образовательную
-научную деятельность
-деятельность в сфере культуры.
Субъекты просветительской деятельности, имеющие право заниматься этими видами деятельности
Если раньше этим могли заниматься кто угодно -можно было заявить о себе как о эксперте в какой-либо сфере и освещать тему. Сейчас же появились требования к физлицам и ИП:
-необходимо являться совершеннолетним;
-принимать участие в реализации общественно значимых инициатив на протяжении не менее 2-х лет, предшествующих заключению договора;
-осуществлять деятельность, соответствующую направлениям просветительской деятельности, указанном в п.2 настоящего Положения;
-должны отсутствовать ограничения к занятию педагогической деятельностью, предусмотренной статьей 331 Трудового Кодекса РФ :
1.отсутствие судимости или уголовного преследования по установленной форме (справка МВД)
2.отсутствие заболеваний утвержденных федеральным перечнем Минздрава (как правило, это заключительный акт медицинского обследования, либо наличие медицинской книжки).
Есть такие же требования и к организация.
-организации должны быть не включены в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;
-не иметь задолженности по налогам и сборам;
-отсутствовать ограничения к занятиям педагогической деятельностью (отсутствие заболеваний, судимости или уголовного преследования по определенным статьям)
-размещать на своем сайте следующую информацию:
о дате создания юрлица,
об учредителях,
месте нахождения юрлица и его представительств ,
контактных телефонах и адресах электронной почты
Контроль
Последний раздел этого постановления говорит о контроле осуществления за деятельностью участников просветительской деятельности.
Поскольку рынок этот обширный и игроков на нем много – поэтому вводятся в структуру только три типа управомоченных организаций, на базе которых может проводиться просветительская деятельность.
Спрос за нарушения требований установленных положений будет с учредителей этих образовательных организаций, научных организаций либо осуществляющих деятельность в сфере культуры.
Эти организации принимают решения, заключают договоры с субъектами просветительской деятельности, и за то что они их привлекают – несут за это ответственность.
Есть предположение, что в течении мая месяца в кодекс РФ будет внесена статья, которая будет регламентировать ответственность за нарушения при осуществлении просветительской деятельности с серьезными мерами воздействия на субъектов предпринимательства.
Поэтому нужно это понимать, что ответственность будет возлагаться на эти образовательные организации, которые допустили нарушения при осуществлении просветительской деятельности.
Если вы имеете лицензию на образовательную деятельность и к вам поступает обращение на заключение подобного договора c предложением под вашим флагом вести просветительскую деятельность, надо понимать что ответственность будет возлагаться прямо на вас.
Логика законодателей в этом смысле понятна.
Организаций, которые имеют лицензию на осуществление образовательной деятельности гораздо меньше чем субъектов малого предпринимательства, которые действуют на свой страх и риск без лицензий.
Проще возлагать ответственность на узконаправленный сектор предпринимателей, имеющие специальные разрешения от государства и таким образом воздействовать на всю оставшуюся группу участников просветительской деятельности.
Предположим, если центр ведет подготовку к ЕГЭ и не имеет лицензии на образовательную деятельность относиться ли эта деятельность в связи с последними изменениями к просветительской?
Подготовка к ЕГЭ относиться к дополнительным общеобразовательным и общеразвивающим программам и уже требует лицензии на образовательную деятельность.
И если раньше возможно было прикрывать эту деятельность информационно-консультационными договорами, то сейчас эта деятельность является просветительской.
Но поскольку есть аттестация, есть запланированный результат по программам подготовки к ЕГЭ, а именно – ребенок должен сдать итоговую аттестацию с определенным положительным результатом – это имеет все признаки образовательной деятельности.
И в этой ситуации лучше иметь лицензию на образовательную деятельность чем пытаться обойти законодательство.
На этапе анонсирования изменений в законе об образовании была информация что для ведения просветительской деятельности будет требоваться специальное разрешение.
В самом постановлении ни о каком порядке и получении специальных разрешений, аккредитаций упоминания не ведется.
Надо соответствовать тем критериям, которые выдвигает законодательство.
Персонал который привлекается для ведения просветительской деятельности должен соответствовать:
требованиям к физическим лица – это требования к опыту работу, к образованию, отсутствию заболеваний и отсутствию судимости;
и требованиям к юридическим лицам –
прикрепления к организациям в сфере культуры, в сфере досуга или научным организациям на основании договора.
Это хорошая инновация.
Она предполагает соблюдение договоренностей между субъектами просветительской деятельности юр лицами, ИП и физлицами.
Никаких уведомлений о начале такой деятельности и в дальнейшем не требуется.
Как кажется, на первый взгляд, это сильно не на что не повлияет, кроме того, что – эти специальные организации придется находить, вести переговоры, договариваться о порядке расчетов с участниками мероприятий. Технические моменты необходимо будет учитывать.
Приведем пример.
Центры, которые занимаются повышением квалификации психологов. Коучи ведут самостоятельное консультирование, после повышения квалификации образования психолога, нутрициологов и тд.
При прямой работе с клиентом – это можно отнести к сфере деятельности “консультирование”.
Отдельно разбирая ситуацию каждого пациента и составляя индивидуальный план по выходу из кризиса – это относится к консультированию, и относить к просвещению не нужно.
Но если набирается группа, составляется определенная программа, идет взаимодействие с аудиторией, которая представляет собой неопределенный круг лиц или попросту идет трансляция в интернете – это в чистом виде относиться к просветительской деятельности.
Если взять подготовку к школе, подготовке к ЕГЭ, репетиторству – и ранее это истолковывалось как информационно-просветительские услуги – то с 1 июня это является просветительской деятельностью.
Индивидуальная работа с индивидуальным участником по выходу из кризиса, индивидуального плана соблюдения дисциплины в питании, образа жизни, нарушении сна и т.д. отдельного субъекта – это консультирование.
Когда же работа направлена на группу лиц, имеет запланированные результаты, прививает новые знания, навыки и компетенции – это образовательная программа в чистом виде и как минимум это просветительство.
Важно видеть эти различия. Не путать обучение и просветительскую деятельность.
ИП имеющее лицензию на образовательную деятельность автоматически в силу определения относится к организациям, осуществляющим образовательную деятельность.
ИП уже управомочен вести просветительскую деятельность при условии что лица, ведущие мастер-классы, семинары, круглые столы, дискуссии обладают опытом работы более 2 лет и обладающие образованием, знаниями в этой сфере.
Раннее развитие тоже можно отнести к просветительской деятельности, если это группы. Эту деятельность можно отнести также к присмотру и уходу, если оно не включает обучающих занятий.
Если же появляются обучающие занятия – это относится к развивающим программам и тут надо задуматься о лицензии на образовательную деятельность.
Проведение тренингов по психологии является просветительской деятельностью.
Если образовательная организация с лицензией привлекает ИП по гражданско-правовому договору для оказания преподавательских услуг – лицензия ИП не нужна. Для этого она имеется у образовательной организации.
Если ИП действует самостоятельно, без привлечения педагогического персонала, но оказывает образовательные услуги лицензия тоже ему не требуется.
Как только ИП привлекает хоть одного преподавателя – необходимо получать лицензию.
Если у организации есть лицензия и она занимается просветительской деятельностью, как оформляется эта деятельность?
1. Эта информация должна быть задекларирована на сайте организации.
2.Отдельно указывается информация о лицах, которые проводят просветительские мероприятия.
3.На сайте указываются эти мероприятия не как образовательные – чтобы органы контроля и надзора Управления Образования не трактовали это как нарушение лицензионных требований при наличии образовательной лицензии.
Указывайте что это мероприятия за рамками реализации образовательных программ. И они автоматически, в силу закона, будут отнесены к просветительской деятельности. Специального декларирования не требуется.