Расчет финансовой модели учебного центра
Молодые предприниматели в сфере образовательного бизнеса часто сталкиваются с проблемой нерентабельности. Вроде бы сделали все, “как у соседа”: сняли помещение, наняли педагогов, придумали программу, но из месяца в месяц кассовый разрыв и к концу года банкротство. Такой участи можно избежать, если продумать финансовую модель развивающего центра заранее. Как составить и оценить финансовую модель, с “Главуч” поделился Александр Матюшичев, предприниматель в сфере образования с опытом более 15 лет.
При открытии учебного центра важно пройти три последовательных шага:
- Исследовать рынок: цены, конкурентов, направления, концепции;
- Рассчитать и оценить финансовую модель;
- Открыть центр, осознавая все риски и последствия.
Запомните: Три. Последовательных. Шага.
Что дает расчет финансовой модели?
- трезво оценить бизнес и понять, сколько можно зарабатывать;
- сберечь инвестиции (даже небольшой центр требует 200-500 тысяч вложений);
- понять, какая площадь и по какой стоимости вам подойдет;
- оценить, какие зарплаты вы можете предложить сотрудникам;
- увидеть, каковы будут затраты на привлечение учеников;
- определить, что нужно изменить, чтобы выйти на желаемую прибыль.
Образовательный бизнес в принципе не очень рентабелен. Цена ошибки велика, но продуманная финансовая модель снижает риски.
! “Главуч” рекомендует: составьте финансовую модель, даже если вы давно в бизнесе и преуспеваете. С финансовой моделью вы увеличите прибыль своего образовательного центра.
Как рассчитать финансовую модель?
Отражаем основные показатели помесячно:
Выручка | Расходы | Прибыль |
Количество учащихся * средний чек | Аренда + зарплата и налоги по ФОТ + реклама + хозяйственные расходы + ремонт + закупка материалов + эквайринг и проч. | Выручка – расходы |
Строим финансовую модель на 1-3 года. Средний срок окупаемости образовательного бизнеса 1-2 года, не меньше. Призываем вас быть быть реалистами.
Первые месяцы будут убыточны, цель – к концу календарного года выйти в плюс, который бы вас полностью удовлетворил.
На что обратить внимание при расчете?
- Средний чек. Средний чек = средняя выручка за месяц / среднее кол-во учеников. Средний чек и стоимость абонемента – разные величины. Средний чек, в отличие от стоимости абонемента, зависит от посещаемости занятий, наполняемости учебных групп, изменений в расписании и проч.
- Сезонность. Летом и на Новый год ученики уходят на каникулы, а вы, если не подготовились, – в кассовый разрыв.
- Налоги на ФОТ. Все педагоги рано или поздно просят официального трудоустройства, им нужна пенсия, социальные выплаты, ипотека и т.д. Заложите налоги на ФОТ в свою финансовую модель, даже если сейчас ваши педагоги работают по ГПХ.
- Реальная стоимость привлечения ученика. Эту статью расходов нельзя недооценивать.
- Показатели отдельных направлений. Если делать расчеты по всем учебным направлениям одновременно, можно не заметить, какое направление проседает, не принять вовремя меры и потерять весь бизнес.
- Отсев учеников (норма 10%). Это даст понимание, какой бюджет закладывать на привлечение новых учеников.
Как оценить финансовую модель?
По цифре “итого, в год”.
Если расчетная прибыль вас не удовлетворяет, нужно понять, какие параметры можно подкрутить и за счет чего. Например, можно:
- Оптимизировать площадь. Каждый квадратный метр площади должен быть рентабельным.
- Сократить штат сотрудников. Оставить двух администраторов вместо 4.
- Закрыть убыточные направления и курсы. Их убыточность позволяет отследить финансовая модель.
- Укрупнить группы.
- Уменьшить отсев детей.
- Запретить переносы занятий. Это повысит средний чек.
- Добавить линейки продуктов: “эконом”, “стандарт”, “вип”.
- Регулярно вкладываться в маркетинг. Выделяем рекламный бюджет на месяц и отслеживаем его результативность
- Продумать концепцию. Важно качественно отличаться от конкурентов: родители выбирают не только по расположению центра и цене, но и по интересному концепту.
Надеемся, нам удалось убедить вас, каким универсальным инструментом является финансовая модель. В следующий раз, когда заходите открыть или даже закрыть свой образовательный центр, не спешите. Попробуйте первым делом прописать финансовую модель… “Главуч” верит в вас. Удачи!