fbpx

Расчет финансовой модели учебного центра

Расчет финансовой модели учебного центра

 

Молодые предприниматели в сфере образовательного бизнеса часто сталкиваются с проблемой нерентабельности. Вроде бы сделали все, “как у соседа”: сняли помещение, наняли педагогов, придумали программу, но из месяца в месяц кассовый разрыв и к концу года банкротство. Такой участи можно избежать, если продумать финансовую модель развивающего центра заранее. Как составить и оценить финансовую модель, с “Главуч” поделился Александр Матюшичев, предприниматель в сфере образования с опытом более 15 лет.

 

При открытии учебного центра важно пройти три последовательных шага:

  1. Исследовать рынок: цены, конкурентов, направления, концепции;
  2. Рассчитать и оценить финансовую модель;
  3. Открыть центр, осознавая все риски и последствия.

 

Запомните: Три. Последовательных. Шага. 

 

Что дает расчет финансовой модели?

  • трезво оценить бизнес и понять, сколько можно зарабатывать;
  • сберечь инвестиции (даже небольшой центр требует 200-500 тысяч вложений);
  • понять, какая площадь и по какой стоимости вам подойдет;
  • оценить, какие зарплаты вы можете предложить сотрудникам;
  • увидеть, каковы будут затраты на привлечение учеников;
  • определить, что нужно изменить, чтобы выйти на желаемую прибыль.

 

Образовательный бизнес в принципе не очень рентабелен. Цена ошибки велика, но продуманная финансовая модель снижает риски. 

 

! “Главуч” рекомендует: составьте финансовую модель, даже если вы давно в бизнесе и преуспеваете. С финансовой моделью вы увеличите прибыль своего образовательного центра.  

 

Как рассчитать финансовую модель?

 

Отражаем основные показатели помесячно:

Выручка Расходы Прибыль
Количество учащихся * средний чек Аренда + зарплата и налоги по ФОТ + реклама + хозяйственные расходы + ремонт + закупка материалов + эквайринг и проч. Выручка – расходы

 

Строим финансовую модель на 1-3 года. Средний срок окупаемости образовательного бизнеса 1-2 года, не меньше. Призываем вас быть быть реалистами.

 

Первые месяцы будут убыточны, цель – к концу календарного года выйти в плюс, который бы вас полностью удовлетворил.

На что обратить внимание при расчете?

  1. Средний чек.  Средний чек = средняя выручка за месяц / среднее кол-во учеников. Средний чек и стоимость абонемента – разные величины. Средний чек, в отличие от стоимости абонемента, зависит от посещаемости занятий,  наполняемости учебных групп, изменений в расписании и проч.
  2. Сезонность. Летом и на Новый год ученики уходят на каникулы, а вы, если не подготовились, – в кассовый разрыв.
  3. Налоги на ФОТ. Все педагоги рано или поздно просят официального трудоустройства, им нужна пенсия, социальные выплаты, ипотека и т.д. Заложите налоги на ФОТ в свою финансовую модель, даже если сейчас ваши педагоги работают по ГПХ.
  4. Реальная стоимость привлечения ученика. Эту статью расходов нельзя недооценивать. 
  5. Показатели отдельных направлений. Если делать расчеты по всем учебным направлениям одновременно, можно не заметить, какое направление проседает, не принять вовремя меры и потерять весь бизнес.
  6. Отсев учеников (норма 10%). Это даст понимание, какой бюджет закладывать на привлечение новых учеников.

 

Как оценить финансовую модель?

 

По цифре “итого, в год”.

 

Если расчетная прибыль вас не удовлетворяет, нужно понять, какие параметры можно подкрутить и за счет чего. Например, можно:

 

  • Оптимизировать площадь. Каждый квадратный метр площади должен быть рентабельным.
  • Сократить штат сотрудников. Оставить двух администраторов вместо 4.
  • Закрыть убыточные направления и курсы. Их убыточность позволяет отследить финансовая модель.
  • Укрупнить группы.
  • Уменьшить отсев детей.
  • Запретить переносы занятий. Это повысит средний чек.
  • Добавить линейки продуктов: “эконом”, “стандарт”, “вип”. 
  • Регулярно вкладываться в маркетинг. Выделяем рекламный бюджет на месяц и отслеживаем его результативность
  • Продумать концепцию. Важно качественно отличаться от конкурентов: родители выбирают не только по расположению центра и цене, но и по интересному концепту. 

 

Надеемся, нам удалось убедить вас, каким универсальным инструментом является финансовая модель. В следующий раз, когда заходите открыть или даже закрыть свой образовательный центр, не спешите. Попробуйте первым делом прописать финансовую модель… “Главуч” верит в вас. Удачи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *